Яндекс.Метрика

Студенческие отряды проводников или как я нашла работу по душе

Меня давно привлекала форменная одежда. Нет, не «дресс-код», а именно форма. Хотела поступить в МВД, но как-то не сложилось. Поступила в АНОО ВО «ВЭПИ», на кафедру менеджмента. В институте часто проходили агитационные лекции о студенческих отрядах Белгородской области, ребята рассказывали о взаимодействии с Российскими студенческими отрядами. Меня это заинтересовало – захотелось узнать подробнее. И в какой-то момент поняла, что больше всего из широкого перечня возможных для студента профессий меня привлекает работа проводником пассажирского вагона. И вот я начала идти к своей цели.

Путь этот дался нелегко. Первоначальная сложность состояла в том, чтобы решить все вопросы с институтом, ведь дата отъезда на работу совпадала с датой начала летней сессии. Но тут все прошло достаточно гладко, спасибо преподавателям института, которые пошли мне навстречу. После решения самого главного для меня вопроса я начала готовиться к отъезду. Сложностей в подготовке к первой трудовой вахте (период работы) у меня не возникло: я с огромным интересом посещала лекции, которые проводились в Центре Молодежных Инициатив. Преподаватели там настоящие профессионалы своего дела – отзывчивые, понимающие, добрые, рассказывали все настолько ясно и понятно, что лекции пролетали незаметно, а материал был усвоен с первого раза. Хочется выделить Сергея Валериевича Гришина. Будучи студентом, Сергей тоже работал проводником пассажирских вагонов и охотно делился с нами ценными знаниями и секретами из личного опыта. Занятия проходили не в лекционной форме, а в форме беседы, диалога. Было очень весело, шутки-минутки и всякое такое! По окончании подготовительных курсов, как и во всех заведениях средне-специального и высшего образования, нам необходимо было сдать внутренний экзамен. Сдавала я экзамен одна, переживала, конечно, ужасно! Но результат превзошел все ожидания – сдала на «отлично»!

После сдачи экзамена необходимо было пройти медкомиссию, что, в принципе, не составляет особого труда, но из-за большого количества врачей-специалистов ее прохождение у меня затянулось. Наконец, всех врачей прошла, документы собрала, вещи давным-давно лежат в чемодане. И тут я поняла, что очередной этап на пути достижения моей цели пройден.

Время отъезда приближалось. И ехала я туда – не знаю куда.

Получилось так, что из Старого Оскола я ехала совершенно одна. Остальным ребятам, которые посещали со мной лекции, показалось, что они не смогут сдать все контрольные точки, и они, так сказать, «сдались трудностям». Меня записали в Белгородский Студенческий отряд проводников (СОП) «Зеленый свет». Встреча с ребятами меня пугала, я не знала, как они отнесутся ко мне, как примут в свой, уже сложившийся, коллектив. Но все обошлось. Все ребята оказались очень общительными и позитивными, помогали во всем, относились хорошо. Да и за время трудовых будней я могу сказать, что мы сильно сдружились. По приезду в Белгород нас направили в нашу красавицу-столицу Москву.

Прибыли мы туда – а куда идти и что делать, не знаем. Через некоторое время все же нашли место расположения «нашего» резерва проводников, где познакомились с ребятами из города Омска. Они рассказали нам, в чем заключается работа ДЭПО и что нас вообще тут ждет. Ребята очень классные, но чудные: в первый же день своего приезда они так сильно «радовались» возможности заработать, что аж подрались с представителями восточной национальности, которые там работали.

Честно говоря, первое мое впечатление о работе проводника было на уровне: «Мама, я еду домой!». Работники ДЭПО нам наговорили, что работы нет, жилья нет, одним словом – все ужасно!

Мы пошли устраиваться на работу. На всеобщее удивление, все прошло быстро, без трудностей, и нас сразу после трудоустройства отправили в стажировочный рейс «Москва-Анапа-Москва».

Так страшно мне никогда не было. Я очень сильно переживала: первый рейс, общение с пассажирами, когда и какие будут остановки на станциях, как выдавать людям постельное белье, вдруг проверка, что делать??? А если сломаю что-нибудь, кого звать? Хочу домой! Такие были у меня мысли. Но мне в очередной раз крупно повезло – меня стажировали два опытных проводника – Дима и Никита. За свой первый практический опыт я благодарна именно им. Вернулись мы из Анапы, дошли пешком до резерва проводников и – что вы думаете? Нам предоставили жилье! Моему счастью не было предела. Но нас сразу предупредили, что не стоит бурно отмечать наше трудоустройство, попросту говоря, нас предупредили, что алкоголь категорически запрещен. Мы не огорчились – неужели нельзя радоваться и веселиться, не употребляя при этом горячительные напитки? Если нам повеселиться, мы и без алкоголя это сделаем! Мы прожили в санбыткомнатах (общежитие) два дня, а потом уехали в рейс. Только на этот раз самостоятельный.

Первый рейс – это что-то! При проверке документов у пассажиров на перроне руки слегка тряслись, я не могла ничего внятного сказать моим будущим попутчикам. Но потом как-то привыкла, и уже без всяких переживаний и стеснений, абсолютно спокойно за 15 мин производила посадку 50-54 человек.

Что рассказать о работе? Работа очень трудная, не отрицаю, но она того стоит. Не могу передать словами то чувство «хозяйского» удовольствия, которое получаешь при посадке и высадке пассажиров. Как гласит народная мудрость, «проводник в вагоне старший». Но и перегибать не стоит, ведь мы – «клиентоориентированная компания», и пассажиры – «наше все».

Мне нравится такая работа еще и потому, что можно поездить по разным, незнакомым прежде, городам – и совершенно бесплатно. За это лето я побывала в Анапе (бессчетное количество раз), Адлере, Сочи, Саранске, Чебоксарах, а еще в Абхазии. Длительность пребывания везде разная: где-то мы по четыре часа проводили, где-то по десять. Но, как правило, прогуляться по городу или искупаться в Черном море успевали. Потом снова на поезд — и в другой город. У проводников пассажирских вагонов смена длится по 15 дней, в течение которых ты постоянно переезжаешь с одного места на другое. Потом столько же времени ты находишься дома, но только не в летний период, конечно же.

Безусловно, есть и минусы у такой работы – вокруг масса людей, постоянно находишься в эмоциональном и физическом напряжении. Все люди разные, к каждому необходимо найти свой подход: тот пьяный, этот требовательный. Подходит как-то ко мне пассажир и говорит: «Мне холодно, выключите, пожалуйста, кондиционер». Тут же бежит другой: «Мне жарко, я весь мокрый, включите кондиционер! Пожалуйста!». И так они бегают туда-сюда, всю ночь. Собственно, работа проводником – это круглосуточная работа в пути. Кому-то предлагаешь чай/кофе/печенье/конфеты, кому-то с бумагами помочь, для кого-то я – «информбюро». Некоторым пассажирам просто скучно ехать, ищут, с кем бы поговорить.

Конечно, главной обязанностью каждого проводника является уборка и поддержка порядка в вагоне. Если вдруг возникает проблема с пассажиром, мы зовем ЛНП (линейный начальник поезда), и если ситуация серьезная, то на следующей станции силами сотрудников полиции высаживаем неуправляемого пассажира. Иногда сотрудник полиции присоединяется к слаженной бригаде проводников, тогда сложные ситуации решаются проще и быстрее.

Основное рабочее место проводника делится на два участка: дежурное купе и служебное купе. В дежурном купе находится электрощиток, умывальник, холодильник, микроволновка. На электрощитке много тумблеров, лампочек, кнопок и счетчиков. Напряжение, батареи, свет, кипятильник, вентиляция, кондиционирование, доп.отопление – все включается и выключается с помощью кнопок на щитке. Но есть одна главная лампочка – СКНБ (сигнал контроля нагрева букс). Это объект пристального наблюдения для проводника. Загорелась – рви стоп-кран. Никто не накажет – действия по инструкции. Другое дело, если кто-нибудь из «гуляющих» пассажиров решит пошутить. Тут все строго – объяснительная в трех экземплярах + выговор.

Отдельное внимание «волшебному ключику» – вагонные ключи или «гранки». С этими ключами проводник – «властелин вагона». Открыть ими можно все двери в вагоне. У проводников есть своя примета: нельзя класть ключи на стол, иначе произойдет какая-нибудь неприятность или проверка нагрянет. А если замешкался и положил, то необходимо ключи положить на пол и наступить на них. Правда, и потерять их легко – сама несколько раз забывала, куда положила, и тогда переворачивали все служебное купе в поисках «волшебного ключика».

Про документацию. Есть у нас, проводников, такой бланк, как ЛУ-72, «лушка» по-простому. Бумаги служебные нужно беречь. Если потеряется/порвется/запачкается – ненужные проблемы и неудобства. Билетики складываем в папочку специальную. За 30 минут до станции предупреждаем пассажира и отдаем билет на память. Отдаем только корешок. Вторую часть оставляем для отчета. Картонные билеты отдаем пассажирам.

Люди встречаются разные — некоторые прямо с платформы недовольны: вагон не такой, проводник не такой, где кондиционер, почему туалет не работает? Людей предупреждаешь, чтобы мусор и бумагу не кидали, а такое чувство, что со стенами говоришь и просишь их не мусорить. Самая странная претензия на моей памяти: «Почему кипяток такой горячий? Язык обжигает». Помню такой момент: ехали мы в Абхазию, в двойке (два проводника на вагон), и во время моего дежурства на станции Ростов мой вагон перезаполнили водой, т.е. она начала выливаться с потолка на пол, прямо в вагон. У меня паника, чуть ли не слезы. Начали собирать воду, кое-как устранили поломку, все закончилось благополучно. Сели с напарницей перекусить, и приходит к нам пассажир (такой весь «в меру упитанный») – постоял, посмотрел и говорит мне: «Маргарита, у Вас модельная внешность, но Вам надо голодать». И полчаса еще доказывал, что голодание – это хорошо. Мои контраргументы о том, что при энергичной работе недостаток сна мы восполняем провизией, его, похоже, не убедили.

В завершение хочу сказать, что я многому научилась за это лето, набралась опыта. Да, было трудно физически, морально, а иногда тоска по дому съедала меня изнутри. Но работа проводником пассажирского вагона меня чем-то зацепила. Несмотря ни на что, я остаюсь работать в РЖД на постоянной основе, не знаю правда, на сколько меня хватит. Но все в моих силах. В институте, кстати говоря, к этой новости отнеслись спокойно и мы совместно с преподавателями и деканом факультета, на котором я учусь, решили вопрос об учёбе и работе так – совмещать можно, но без «хвостов». Ребята из моей студенческой группы и преподаватели всячески поддерживают меня и помогают. Поэтому хочется сказать всем, кто когда-либо хотел или хочет попробовать себя в новой работе, в новом коллективе, в качестве проводника пассажирских вагонов – присоединяйтесь к нашей большой и дружной семье. Будем очень рады!!!

14.11.2016 © Маргарита Базарова, гр. М-151-5101