Публичная лекция на тему: «Средневековая философия. Теоцентризм»

В рамках серии февральских публичных лекций 21 февраля в 13:55 во втором корпусе филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Старый Оскол состоялась публичная лекция на тему: «Теоцентризм. Средневековая философия».

Публичная лекция была направлена на освещение основных принципов и категорий средневековой философии и предпосылок ее зарождения. Начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), однако такая датировка весьма условна, и переход от греческой философии к средневековой не происходил скачкообразно, ведь период формирования нового типа общества является очень продолжительным процессом. Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи, и период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления было бы справедливо датировать I-IV веками. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилировать достижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их в новый, чуждый им контекст.

В отличие от греческая философии, связанной с языческим многобожием (политеизмом) и носящей космологический характер (природа включает в себя все сущее, включая человека) философская мысль средних веков опирается на религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.

21.02.2017